ПЕРЕВОЗКА РЕЧНАЯ

ПЕРЕВОЗКА РЕЧНАЯ
(перевозка по внутренним водным путям) – перевозка по рекам, озёрам, Аральскому морю и искусственным водным путям, находящимся на территории Союза ССР, а также перевозка на судах внутреннего плавания под флагом Союза ССР по иностранным и международным рекам, осуществляемая пароходствами Министерства морского и речного флота, краевыми и областными управлениями по транспортному освоению малых рек, промыслово-транспортными кооперативными артелями и другими организациями. Перевозки по внутренним водным путям регулируются Уставом внутреннего водного транспорта (см.) (СЗ 1930 г. № 55, ст. 582) и изданными в развитие era правилами.

Перевозка грузов по внутренним водным путям осуществляется на основе договоров перевозки, заключаемых во исполнение гос. плана перевозки. Этот план, доведённый до непосредственных исполнителей, порождает обязанность пароходства предоставить перевозочные средства данному отправителю и обязанность отправителя предъявить груз и загрузить предоставленные суда до полной вместимости в соответствии с планом. На массовые перевозки заключаются договоры сроком на год или на навигацию. Заключаются также договоры на регулярные перевозни малыми партиями.

При сдаче груза к перевозке отправитель обязан предъявить перевозчику накладную, а перевозчик обязан выдать отправителю квитанцию. Это правило действует и при наличии указанных выше договоров, а также при единичных отправках грузов. Накладная является основным документом, которые определяются права и обязанности сторон по договору перевозки по внутренним водным путям (так же как и при ж.-д. перевозке). Отправитель обязан при сдаче груза к перевозке внести провозные платежи, кроме платежей, начисляемых в пунктах перевалки и назначения. Погрузка и выгрузка, как правило, возлагаются на отправителя и получателя. За задержку судна при погрузке и выгрузке или в ожидании выгрузки с отправителя или получателя взыскивается в безакцептном порядке штраф, а за досрочную погрузку и выгрузку пароходство выплачивает премию. Размер штрафа и премии определяется тарифом. Пароходство обязано производить погрузку и выгрузку грузов, перевозимых на грузо-пассажирских судах, а также погрузо-разгрузочные работы при передаче грузов в пути на другие суда и на железную дорогу (при перевозке по прямому смешанному железнодорожно-водному сообщению).

Изменение пункта назначения груза допускается в исключительных случаях, с разрешения начальника пароходства, при условии предъявления отправителем или получателем квитанции; при этом с организации, потребовавшей изменения пункта назначения груза, взыскивается штраф. При переадресовке грузов по распоряжению Совета Министров СССР или в связи с неблагоприятными условиями судоходства, стихийными препятствиями или угрозой порчи груза штраф за переадресовку не взыскивается. Получатель может передать право на получение груза другой организации путём передачи квитанции с пе-реуступочной надписью. Организация, получившая квитанцию с. переуступочной надписью получателя, может получить груз лишь по предъявлении квитанции. Если груз выдаётся получателю, указанному в накладной, то предъявления квитанции не требуется.

О повреждении или частичной утрате груза получатель обязан заявить пристани или порту назначения при приёме груза и потребовать составления акта о недостаче ими повреждении груза. С приёмом груза без составления акта погашаются все претензия о возмещении, повреждении или частичной утрате груза.

Пароходство освобождается от ответственности за утрату, повреждение, просрочку доставки и задержку в выдаче груза, если доказано, что это произошло вследствие обстоятельств, которые не могли быть им предотвращены. Если вес или объём груза указаны в накладной на основании заявления отправителя, без проверки пароходством, то пароходство несёт ответственность за несоответствие веса и объёма груза, обнаруженное в пункте назначения, количеству, указанному в накладной, лишь в том случае, если доказано, что уменьшение количества груза произошло во время перевозки или хранения груза на складах пароходства. Если груз не выдан в течение 20 суток, следующих за окончанием срока доставки, то получатель имеет право требовать вознаграждение, как за утраченный груз.

Ответственность пароходства за утрату и повреждение багажа определяется так же, как и ответственность за утрату и повреждение груза, с той лишь разницей, что если пассажиром не была объявлена ценность багажа при сдаче его к перевозке, то вознаграждение за утрату и повреждение багажа уплачивается не в размере действительной стоимости багажа, а исходя из нормы, установленной министром морского и речного флота. За просрочку доставки пассажира и багажа пароходство ответственности не несёт.

При перевозках по внутренним водным путям применяется претензионный порядок рассмотрения споров, т. е. до обращения в суд предъявляются претензии к пароходству. Претензии отправителей, получателей и пассажиров, вытекающие из перевозок по внутренним водным путям, предъявляются к управлениям пароходств, которые обязаны давать ответы: 1) не позднее 30 дней на претензии о выплате сумм, вырученных от реализации невостребованных и бездокументных грузов, о вознаграждении за просрочку доставки грузов и об уплате задержанных наложенных платежей, 2) не позднее 45 дней на все остальные претензии.

Если управление пароходства отклонило или не рассмотрело в установленный срок претензию о возврате перебора, то заявитель претензии может перенести её на рассмотрение министерства. Споры о переборах провозных платежей не подлежат судебному рассмотрению. В остальных случаях отказ в удовлетворении претензии и неполучение ответа на претензию в установленный срок дают заявителю претензии право на предъявление иска. Иски предъявляются в суд по месту нахождения управлений пароходств.

Претензии и иски, вытекающие из перевозок по внутренним водным путям, погашаются шестимесячной давностью. Срок давности исчисляется: 1) для требований о вознаграждении за частичную утрату или повреждение багажа или груза – со дня выдачи багажа или груза, 2) для требований о вознаграждении за полную утрату багажа или груза – со дня истечения срока доставки-, 3) для требований о вознаграждении за просрочку доставки груза–со дня выдачи груза, 4) для требований о возврате штрафов за простоя судов – со дня получения истцом копии счёта пароходства и т. п.

Течение срока давности приостанавливается с момента предъявления претензии. Если претензия не рассмотрена в установленный срок (30 или 45 дней) или если до истечения этого срока получено сообщение об отклонении претензии, то течение шестимесячного срока исковой давности возобновляется. При этом, если остающийся срок менее трёх месяцев, то он удлиняется до трёх месяцев.


Юридический словарь. — М.: Госюриздат. . 1953.

Смотреть что такое "ПЕРЕВОЗКА РЕЧНАЯ" в других словарях:

  • УСТАВ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА СССР — – систематическое изложение норм, регулирующих перевозку по внутренним водным путям СССР У. в. в т. утверждён постановлением СНК СССР 24 октября 1930 г. (СЗ 1930 г. № 55, ст. 582). У. в. в. т. исходит из государственного плана перевозок по… …   Советский юридический словарь

  • Волга — I (в древности Ра, в Средние века Атель, Итель или Этель) одна из значительнейших рек земного шара и величайшая из рек Европы, берет начало в западной части Тверской губернии, в Осташковском уезде, на одном из наиболее возвышенных пунктов… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Семейство Лососевые (Salmonidae) —          К семейству лососевых относятся рыбы, имеющие один настоящий спинной плавник и один жировой. В спинном плавнике бывает от 10 до 16 лучей. Второй, жировой плавник не имеет лучей. У самок яйцеводы зачаточные или вообще отсутствуют, так что …   Биологическая энциклопедия

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика —         самая крупная среди союзных республик CCCP по терр. и населению. Pасположена в вост. части Eвропы и в сев. части Aзии. Пл. 17,08 млн. км2. Hac. 145 млн. чел. (на 1 янв. 1987). Cтолица Mосква. B состав РСФСР входят 16 авт. республик, 5 авт …   Геологическая энциклопедия

  • Одесская область — В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из за отсутствия сносок …   Википедия

  • РЫБЫ — являются низшими позвоночными, обитающими в воде. Относятся они к двум классам подтипа позвоночных (Vertebrata) типа хордовых (Chordata) Marsipobranchii и Pisces. К первым принадлежат круглоротые (Cyclosto mata) миноги и миксины, ко вторым… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Вьетнам — (Vièt Nam)          I. Общие сведения          В. расположен в Юго Восточной Азии, на полуострове Индокитай. Территория В. узкой полосой шириной до 600 км на С., 375 км на Ю. и 50 км в центральной части (наиболее узкой) протянулась в… …   Большая советская энциклопедия

  • Ингода — (Ангида по бурятски, Енгинда по тунгусски) р. Забайкальской обл., одна из двух речных ветвей, образующих при своем соединении р. Шилку. Взяв начало на сев. склоне Забайкалья (Чокондо), в пределах Акшинского округа, И. направляется на С.В.,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Кама приток Волги — (у татар Ак Идель Белая река) главный приток Волги, одна из значительнейших рек Европейской России, берет начало в сев. части Вятской губ., в Глазовском у., на плоской болотистой возвышенности, лежащей близ дер. Картушиной, на высоте 910 фт. над… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Эвакуация больных и раненых — Под Э. разумеют освобождение лечебного заведения или отдельного больничного помещения от больных и перевод их в другое, более соответствующее местопребывание. Э. имеет особенно важное санитарное значение во время войны, так как удаление больных и …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»